Проповедь преподобноисповедника Сергия (Серебрянского) в Прощеное воскресенье.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня утром, в преддверии поста, Господь Иисус Христос напомнил нам о том, что есть сокровище драгоценное, духовное, которого искать, которое стяжать и хранить должно каждому из нас. Мы должны приобрести, стяжать это сокровище духовное, которое одно только может вознести нас от земли на Небо.
Что это такое за сокровище? Это сокровище духовное, которое заповедал приобрести Господь Иисус Христос, – это мир с Богом, любовь к Нему.
Сокровище духовное, которое заповедал нам Христос, которое одно возводит от земли на Небо, – это мир с ближними, любовь к ним.
Сокровище духовное, которое стяжать заповедал нам Христос, с которым с одним только возможно перейти к вечной жизни от земли на небо, – это чистота души.
Блажен, кто любит Бога, всецело предан Ему, кто в мире с Богом, – он покоен. Эта любовь говорит: если он любит Бога, то тем более Бог безмерно больше возлюбил его. Любовь говорит ему, что Божия любовь не губит никого, а стремиться спасти всех.
Блажен, кто любит Бога, он покоен. Ибо каким путем ведет его Божия любовь к Небу, к вечной жизни,– это знает один Бог, а душа преклоняется перед Божией любовью с надеждой на его благость и смиренно идет тем путем, который Христова любовь ему назначает. Путь счастья или несчастий земных – все равно, человек, который любит Бога, покоен, ибо каждый путь от Бога и возводит к Небесам.
Страшен путь страданий, но еще страшней путь счастий земных. Путь страданий – он так известен в пути Христовом, в лице Христа он приводит к Воскресению. Сознание, что это предлагает любовь Божия, – это есть истинное духовное наслаждение.
Но в гораздо большей опасности та душа, которой назначено идти путем земного счастья. Это путь опасный, он может оторвать нашу душу от Бога. О, да будет на все воля Господня. Да ведет нас любовь Божия тем путем, который ей угодно.
Блажен, кто любит Бога, кто в мире с Ним. Он покоен, никто и ничто не возмутит его, он предан Божьей любви.
Блажен, кто любит Бога, кто в мире с Богом, у него так горяча молитва, он за все благодарит Божью любовь, даже за страдания. Молитва его утешает, так как она горяча всегда, он всегда в благодарении, в славословии, а если он в прошении, то только о том, чтобы Господь своей любовью простил, очистил его душу и плоть и вознес душу его от земли на Небо.
Блажен, кто в мире с ближним, кто любит брата, сестру. Блажен, кто любит всех людей, как братьев и сестер. Он блажен, он покоен, ибо любовь говорит ему, что на его любовь тоже ответят одною любовью, а если бы так случилось, что кто-нибудь ответил ему злом, усмешкой, человек, который стяжал любовь к брату и сестре, он и на это зло ответит лишь любовью, он простит его, он пожелает ему спасения, прощения; он сотворит молитву о нем, он покоен; не имеет ни на кого зла. Он любит, молится и спокоен.
Блажен, кто любит людей, кто в мире с ними. Как горяча его молитва за всех людей, ибо он за друга и за врага – за всех возносит молитву, как за близких сродников, все близкие ему во Христе как братья и сестры, всех он любит, и того, кто заблудился, кто несчастен. Преступника, он и то жалеет.
Да, великое счастье стяжать мир с Богом и любовь к Нему; мир с ближними и любовь к ним. Но вот еще сокровище, которое Господь заповедал стяжать. Блажен человек, который стяжал чистоту души и тела, у которого мысли не загрязнены пороком. Блажен человек, у которого язык воздержан, который только открывает уста свои, чтобы говорить слова мира, прощения, любви, славословия и молитвы.
Блажен человек, у которого тело хранит воздержание, целомудрие, ибо тогда в такое существо, которое в мире с Богом и людьми, пребывает в молитве и в воздержании, готов прийти Отец и Сын, и Дух Святой, войти в него и сотворить обитель для себя, – как это хорошо.
Действительно, какое это великое сокровище, быть в мире с Богом и с людьми, стяжать чистоту души и тела. Но, Боже мой, сохранили ли мы это сокровище? Вот вопрос первой важности, и святая Мать наша Церковь, водимая Духом Святым, она четырьмя постами, особенно Великим постом, ежедневно вопрошает нас: братья и сестры, чада мои, спросите себя, не уставайте спрашивать себя, стяжали ли вы, сберегли ли это сокровище души? Не потеряли ли? Горе нам, если должны ответить: душа моя, мир с Богом ты потеряла грехолюбием, стремление приобрести кумирную любовь к плоти и другому свету, к простому, земному.
Горе душе, которая так должна ответить; что делать душе, которая потеряла, разрушила мир с Богом, любовью к Создателю Своему. Что делать?
В среду и пяток еженедельно четырьмя постами должно вспоминать о любви Божьей, о Крови Божественной, пролитой на Кресте. Этой душе скорей надо бежать ко Кресту и Евангелию, к священнику, как к Самому Христу, и просить прошения и изливать стыд и скорбь о потере любви, сказать Спасителю, что мы скорбим о потере любви, что мы желаем вернуть любовь, что мы жить без этого не можем, что можно задохнуться без этого, – и плакать и стонать… и тогда услышится блаженный, Божественный голос, ибо Божия любовь готова всех простить. Господь в океане своего милосердия готов простить, только не стыдись еще здесь же все исповедать, все открыть, на Страшном Суде будет страшней открыть. И услышите сладкий голос: «Я прощаю и разрешаю тебя, ты снова Мой».
И горе душе, которая злобою и завистью разрушит мир, любовь к ближним, горе ей, что тогда делать? Да тоже нужно плакать не только перед Богом, но и плакать друг перед другом.
Любовь к Богу, разрушенную грехолюбием, кумирными страстями, восстановляет покаяние, испрашивание
прощения друг перед другом. Не стыдись, как ты плакал перед Богом, как каялся и исповедовал, не стыдясь, и как Господь услышал тебя, так точно плачь пред ближним братом и сестрой, не стыдись говорить: «Прости, я согрешил перед тобой, я нарушил любовь к тебе, этот первейший закон, который должен быть всегда, я потерял мир с тобою…Прости меня, брат,…прости меня, сестра… да не нарушу впредь мира».
Ах, как хорошо тогда будет у тебя на сердце, и ты сразу почувствуешь, что тогда Господь, Который есть любовь, Он непременно отзовется.
Сегодня ты плакал перед Богом и исповедовал, сегодня плакал перед братом и сестрой, как о потере любви к ближнему, и просил прощения, а завтра Он уже зовет тебя, и Он к тебе идет в первейшем Таинстве Тела и Крови и говорит: «Дитя мое, ты просил прощения, ты плакал предо Мною, ты плакал пред братом и сестрой, Я всегда слышу…Я всегда прощаю тебя…Я снова люблю тебя». И в Святом Таинстве Причащения говорит: «Дитя мое, теперь Я с тобой сойду в могилу и перейду могилу с тобой и воскрешу тебя в последний день».
О, дорогие братья и сестры, какое сокровище духовное, которое Господь заповедовал стяжать и хранить.
Мы в преддверии поста должны, когда откроются двери Божественного милосердия, упасть пред иконой Христа и, лобызая икону, сказать, как блудный сын: «Отец Небесный, прости, я согрешил на Небо и пред Тобою», – а затем в преддверии поста должны просить прощения друг у друга, дабы Божие милосердие открылось и с нашими ближними, мы должны испросить друг у друга прощения, и вот я сейчас как пастырь , от Бога поставленный и долженствующий как первый исповедать необходимость Божественной любви, и как человек, я сознаюсь, что я первый грешник, ибо кому больше дано познания этой необходимости Божественной любви, я первый грешник окаянный и мой сослуживец, оба мы стоим в полном сознании вины своей пред Богом, во-первых, а затем пред вами и просим вас, ведь мы люди, может быть, кого словом или делом осудили, оклеветали или кого соблазнили, просим всеусердно, воистину от души – простите, простите, не взыщите, любовию покройте, простите…
Может быть, вы согрешили чем-либо, или осудили, или гневались на кого, соблазнили, во имя Господа Христа, и мы вас всех прощаем.
1 февраля 1915 г., Марфо-Мариинская обитель милосердия

С сайта Марфо-Мариинской обители милосердия